Городской транспорт Хельсинки  

Хельсинки - город морской, крупный порт. В связи с этим и водные виды транспорта входят в единую структуру городского пассажирского транспорта, имеют при этом единый билет и единую тарифную политику.


Маршрутная сеть

В городе очень разветвленная маршрутная сеть: около 100 автобусных и 11 трамвайных маршрутов. Одна линия метро, общей протяженностью около 30 километров.
Город накрыт маршрутной сетью городского пассажирского транспорта, согласно европейским нормам, исходя из досягаемости пешеходом остановки городского пассажирского транспорта за 5 минут. Изрезанность береговой черты вынуждает увеличивать длину маршрутов, что в совокупности с плотным расписанием, принуждает транспортные компании использовать большее количество подвижного состава.


Подвижной состав

Автобусные маршруты обслуживаются автобусами "Вольво" и "Скания". Новинка, присущая именно Хельсинки,- использование особо длинных автобусов (15-метровых, трехосных) для работы на пассажиронапряженных маршрутах. Транспортные компании, обслуживающие маршруты города, используют и сочлененные автобусы.


На трамвайных маршрутах Хельсинки используются в основном трамваи финского производства, находящиеся в эксплуатации около 10 лет. Однако в этом году руководство города приняло решение выделить средства и начать обновление подвижного состава трамваев, в частности, перейти на низкопольные трамваи, производимые компанией "Бомбардье". Впечатление, что это уже не трамвай в нашем понимании , а скорее некий симбиоз космического корабля и болида "Формулы 1". Удобства для пассажиров максимальные, это участники конференции проверили на собственном опыте.
Вагоны метро производятся в Финляндии. Их современный дизайн и яркие оранжевые цвета, превращают путешествие под землей в небольшой праздник.


Сбор проездной платы

Оплата проезда осуществляется двумя способами: приобретением долгосрочного проездного билета, либо за наличные у водителя.


Специально для туристов выпускается Хельсинки-кард - соединение проездного билета на 1, 3 и 5 дней и льготное или бесплатное посещение музеев и выставок в этот же период.
В течение двух лет Комитет по транспорту Хельсинки совместно с фирмой "Буском" реализуют программу оплаты проезда с использованием СМАРТ-карт. Эффективность этой системы при работе в большом городе доказана пробной эксплуатацией. Таким образом можно рассчитывать, что в ближайшее время эта система оплаты вытеснит традиционные. И опять надо отметить: вся тарифная политика для городского пассажирского транспорта строится на маркетинговых исследованиях и отвечает двум требованиям - быть максимально удобной для пассажира и позволить получить наибольший эффект при сборе выручки. Тарифы на проезд устанавливаются исполнительной властью города, сбор покрывает лишь около половины затрат транспортных предприятий.


Распределение маршрутов

Распределение автобусных маршрутов между транспортными предприятиями здесь также производится на конкурсной основе: предприятия конкурируют по цене и качеству предлагаемых услуг. Трамвайные маршруты и линии метро эксплуатируют государственные компании.
Интересно, что в конкурсе на обслуживание маршрутов в Хельсинки, участвовали две крупных транснациональных компании. Участие их оказалось весьма успешным. И сегодня значительное количество автобусных маршрутов эксплуатируется транснациональной компанией "Коннекс". (Примечание: несколько лет назад фирма "Коннекс" вытеснила с 70% маршрутов шведскую государственную компанию SL-bus.)
У подобных компаний лучше налажен менеджмент. Активно реализуются программы по снижению затрат, практикуются мониторинг издержек, оценка удельного веса и реализация мероприятий по их снижению. Это касается и подвижного состава, используемого компанией в разных странах. Большое количество машин разного типа и назначения разных годов выпуска позволяет наиболее эффективно использовать парк уже в мировом масштабе. Это же относится и к рабочему персоналу: возможно его командирование с уменьшением оплаты труда по сравнению с местными водителями
Фирма "Коннекс" обслуживает маршруты в Австралии, Польше, Чехии, Турции, Швеции.


Контроль за исполнением движения

Для контроля применяется спутниковая навигация. Хорошая организация системы городского пассажирского транспорта позволила Хельсинки в этом смысле стать поистине уникальным городом ( по оценкам европейских агентств - в мировом масштабе): 80% его населения довольны работой ГПТ, а 50% считают, что пассажирский транспорт столицы работает очень хорошо!

Сайт создан в системе uCoz